Как функционирует экономика

Экономика
Обновлено:


Понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении

В экономической теории под благом принято понимать всё то, что способно приносить пользу людям, удовлетворять их потребности, доставлять удовольствие. Степень реализации потребностей человека определяется уровнем его благосостояния. Психологически благосостояние составляет материальную основу самооценки личности. Способность блага удовлетворять потребности называется полезностью. При этом потребности у людей могут быть разными: от пищи, воды и крыши над головой до инфраструктурных национальных проектов.

Экономическую деятельность хозяйствующие субъекты осуществляют в процессе производства, распределения, и обмена, а также потребления.

Среди участников экономической деятельности выделяются три основных типа экономических агентов – хозяйствующих субъектов, способных к принятию и реализации самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности:

– отдельные потребители или домашние хозяйства (люди, проживающие вместе и ведущие общее хозяйство), стремящиеся нарастить свое благосостояние и обеспечить достойный уровень потребления товаров и услуг;

бизнес – организации и индивидуальные предприниматели, которые производят товары и услуги (экономические блага), в целях получения максимальной прибыли, как результата превышения выручки от произведенной продукции над издержками в виде затраченных в производственном процессе ресурсов. Под ресурсами понимаются блага, которые используются для производства других благ. Для повышения эффективности своей деятельности бизнес–структуры осуществляют инвестиции (вкладывают средства в развитие собственного производства, повышают квалификацию сотрудников компании) и применяют инновации (используют новые средства и методы производства, внедряют достижения науки);

– государство, основной целью которого должно являться повышение благосостояния граждан. Государство не только само производит, распределяет и потребляет различные блага, но и регулирует экономическую деятельность в интересах общества – устанавливает правила и требует их соблюдения.

Потребители, желая купить тот или иной товар или услугу, формируют спрос на блага, а производители, выпуская соответствующие товары или предлагая услуги, создают предложение соответствующих благ. При свободной конкуренции и рыночном ценообразовании (когда на рынке много независимых продавцов и покупателей, никто из которых не оказывает влияния на цены, а государственное вмешательство отсутствует) фирмы для максимизации прибыли стремятся произвести максимальное количество благ по минимальным ценам.

Спрос

Соотношение спроса и предложения определяет рыночную цену различных благ: чем больше спрос, тем выше цена, а более высокое предложение товаров и услуг, напротив, толкает цены на рынке вниз. Благодаря такому поведению цен производители и потребители, в свою очередь, получают информационные сигналы, как корректировать предложение различных благ и спрос на них; происходит «динамическая настройка» планов производства и потребления.

Блага можно классифицировать по разным признакам. Одна из важных классификаций – разделение на экономические (редкие) и неэкономические (даровые) блага.

Производство

Экономические блага – это всё, что производится с целью удовлетворения потребностей людей: продукты, одежда, мебель, бензин, услуги транспорта и связи, телевидение, услуги здравоохранения или образования и т.д. Производство и доставка экономического блага до потребителя неизбежно требуют приложения труда и затрат различных ресурсов (см. рис. 2). Это означает, что в условиях рыночной экономики экономические блага не могут быть бесплатными: они должны что–то стоить, чтобы покрывать издержки их производства (включая затрату различных ресурсов, в том числе трудовых). Блага могут быть конкурентными, например, автомобиль, и неконкурентными при потреблении – общедоступный источник питьевой воды. Кроме этого, блага могут быть исключаемыми (если один хозяйствующий субъект может запретить другому пользоваться этим благом) и не исключаемыми. Например, автомобильные дороги: платные и находящиеся в общем доступе. Используя конкурентность и исключаемость в качестве классифицирующих признаков одновременно, все блага можно разделить на четыре категории:

Классификация

Одни экономические блага (большинство товаров и услуг) называются частными, для их потребления индивид должен непосредственно заплатить тому, кто их предоставляет. Коллективное потребление людьми других благ, именуемых общественными (как, например, дороги общего пользования, школьное образование или правопорядок), может быть формально бесплатным, вернее, бесплатным для каждого конкретного пользователя, однако их производство, разумеется, тоже должно быть профинансировано. Это делается, как правило, государством за счет бюджетных средств. Чтобы государство могло профинансировать создание общественных благ, оно облагает налогами и другими обязательными платежами граждан и юридических лиц.

Часть экономических благ человек может получить самостоятельно, не тратя на это денег, – например, вместо покупки продуктов питания в магазине можно обойтись плодами своего труда в собственном приусадебном хозяйстве. Однако, для получения своего урожая человек затрачивает много личного времени и сил, которые он мог бы потратить для зарабатывания денег в другой сфере деятельности. Те денежные средства, которые человек мог бы заработать таким путем, но не заработал, на самом деле представляют собой неявные издержки альтернативного использования его свободного времени. Таким образом, для полного учета затрат необходимо, помимо явных издержек затраченных ресурсов, учитывать и неявные, или альтернативные издержки.

Неэкономические или природные (даровые) блага – это климат, воздух, пресная вода рек и озер, леса и т.п. В отличие от экономических, природные блага никем не произведены, они принадлежат в равной степени всем, благодаря чему их чаще всего можно потреблять бесплатно. В сравнении с экономическими благами они представляются бесконечными. Однако, их неограниченность и бесплатность иллюзорна. Для их устойчивого воспроизводства всему обществу необходимо нести издержки по охране окружающей среды. Неэкономические (даровые) блага доступны в любом количестве, экономические (редкие) – ограничены. Одно и то же благо может переходить из одной категории в другую. Например, питьевая вода является даровым благом, однако при ухудшении экологической ситуации ее количество может стать ограниченным, и тогда потребителям придется платить за доступ к ней.

Основы экономического поведения

Под экономическим поведением человека в экономической теории понимается «всякое неслучайное действие, отражающее осмысленное (осознанное) решение человека по поводу удовлетворения собственных материальных потребностей и связанное в мотивационном плане с реализацией необходимости экономии времени в процессе общественного воспроизводства материальных благ». В свою очередь, экономическая деятельность – это особая сфера деятельности, в которой целенаправленное поведение людей реализуется с целью максимального удовлетворения материальных потребностей путем борьбы с редкостью ресурсов и достижения наибольшего полезного эффекта при наименьших затратах.

Экономическое поведение всегда реализуется через действие, связанное с преобразованием пространственно–временной определенности бытия материальных объектов и затратами доступной энергии (прежде всего материальной, а не психологической), которое можно определить, как труд. Труд есть материально реализованное экономическое поведение. В общей системе мотивации деятельности труд выступает как источник информации, используемой для коррекции поведения в целом. В этом смысле труд связан с планом деятельности через механизмы ее подкрепления и коррекции в ходе реализации как формы проявления воли.

Экономическое поведение (труд) всегда результативно и может быть охарактеризовано и измерено на микро– и макроуровне как источник, во–первых, благосостояния и, во–вторых, стоимости материальных благ.

В основе поведения экономических агентов лежат теоретические принципы рационального выбора, в их числе: максимизация полезности (максимальная общая полезность при данном доходе достигается при условии, если последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносит одинаковую предельную полезность) и наблюдаемые отклонения от рационального поведения (ограниченная рациональность – понятие поведенческой экономики и психологии, которое подразумевает, что в процессе принятия решения человек испытывает ряд проблем, связанных с когнитивными ограничениями ума, недостатком времени и ресурсов), а также поведенческие эффекты и систематические ошибки, с ними связанные.

Для того чтобы добиться для личного домашнего хозяйства достойного уровня потребления, мало получать высокий доход в определенной точке карьеры, важно уметь правильно распределять доходы во времени: распоряжаться текущими поступлениями так, чтобы поддерживать за их счет не только настоящее, но и будущее потребление. Для этого и существует сбережение – накопление и преумножение текущих доходов с расчетом на удовлетворение потребностей в будущем. Таким образом, в каждый момент времени доходы должны распределяться на две части: на текущее потребление и сбережение, или будущее потребление.

В целях приумножения последнего некоторая часть дохода вкладывается в депозиты, ценные бумаги, другие финансовые инструменты. Пропорции деления дохода на потребление и сбережение определяются в зависимости от величины текущего дохода (чем выше доход, тем большая часть его сберегается), перспектив его изменения в будущем (если человек находится на пике трудовой карьеры, то ему разумно создавать «подушку безопасности» в виде), предпочтения сегодняшнего потребления по сравнению с будущим.

Решения, принимаемые людьми, часто непосредственно зависят от конкретной стадии жизненного цикла человека: оптимальный выбор для одной ситуации может не являться приемлемым для другой. Как правило, в молодости это получение образования, затем трудоустройство и постепенное развитие карьеры с увеличением дохода, приобретение собственного жилья, обзаведение семьей и детьми и, наконец, выход на пенсию. Все эти этапы жизни сопряжены с определенными финансовыми и экономическими решениями, которые человек принимает, исходя из своих планов и представлений о будущем.

Совершить покупку прямо сейчас, но в кредит, или отложить ее на будущее, чтобы накопить полную сумму, которая необходима. Снимать жилье, отдавая ежемесячно арендную плату или взять ипотечный кредит и купить собственную квартиру, а затем постепенно выплачивать кредит и проценты по нему. Начать понемногу откладывать деньги на собственное пенсионное обеспечение, как только появляется дополнительный доход или надеяться на государство. С подобными ситуациями людям так или иначе приходиться сталкиваться всю жизнь.

Каждое возможное экономическое решение предполагает свой баланс удобств и издержек, между которыми в конечном итоге приходится выбирать, руководствуясь здравым смыслом, предпочтениями, ожиданиями и оценками.

Каждый человек, делающий свой выбор, несет полную ответственность за любые принимаемые им экономические решения, а в конечном счете – за свое благосостояние и удовлетворение текущих и долгосрочных потребностей. В экономической теории обычно считается, что человек четко ориентирован на наращивание (максимизацию) своего благосостояния и долгосрочного уровня потребления и действует рационально, чтобы добиваться этой цели.

Следует отметить, что наиболее дефицитным ресурсом для большинства людей является время. Самые важные экономические решения, принимаемые гражданами – это решения о распределении не денег, а своего времени – между трудом и досугом, между вложениями в себя, в свой «человеческий капитал» и просто отдыхом, между дорогими или сиюминутными покупками и длительным поиском того, что подешевле или стоянием в очереди.

Отсюда можно вывести условную стоимость для каждого человека того свободного времени, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Одним из способов такой оценки является рассмотренный ранее подход альтернативных издержек – учета упущенной выгоды в результате отказа от других вариантов использования времени. В любом случае, для тех, кто умеет беречь свое время и правильно им управлять, оно превращается в мощный преобразователь и самого себя, и окружающего мира.

Еще одним из методов экономического анализа при принятии решение является решение уравнения полезных величин. Бюджетная линия – это прямая (линия бюджетных ограничений,) – показывает различные комбинации двух благ, которые потребитель может приобрести, если его денежный доход имеет фиксированную величину. Точки на линии отражают предельные возможности, обусловленные ограниченностью бюджета потребителя. Теория потребительского выбора использует концепцию бюджетных ограничений наряду с кривой безразличия для анализа потребительского выбора.

Уравнение прямой бюджетного ограничения (то есть ограничения покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода), в упрощённом случае выбора между двумя видами товаров, можно обобщить уравнением:

m=P x * X +Py * Y

где: m – денежный доход (та его часть, идущая на потребительские траты); Px – цена конкретного товара; Py – цена всех прочих товаров; X – количество приобретаемого товара; Y – количество приобретаемых прочих товаров.

При принятии решений экономическим агентам следует также учитывать изменение ценности денежных средств во времени. Для сравнения денежных потоков обычно их приводят к одному моменту времени. Чаще всего, выбирают момент начала инвестиций или определенный фиксированный момент, который наступит в будущем. Приведение денежных поступлений к началу инвестирования называют дисконтированием, а к моменту, который наступит в будущем – наращением.

Между тем многие решения человеку приходится принимать в условиях неопределенности, когда их будущий результат заранее неизвестен и подвержен множеству факторов риска (связанных с ценами, валютными курсами, инфляцией и т.д.). Такими рискованными решениями неизбежно являются выбор профессии и учебного заведения для получения образования, заключение трудового контракта на тот или иной срок, покупка медицинской страховки или отказ от этой покупки, размещение средств в различных финансовых организациях или ценных бумагах.

Иными словами, принимая решения или не принимая их, мы подвергаем себя рискам – опасности получить худший финансовый результат, чем ожидается.

Однако риски в экономике возникают не только от того, что будущее для нас непредсказуемо и, стало быть, всякий прогноз может оказаться ошибочным. Очень часто, даже имея дело с относительно простыми ситуациями выбора, человек принимает неоптимальные решения. Это может происходить по разным причинам, например, из–за сложности решаемых задач (другими словами, высоких издержек сбора и обработки соответствующей информации), когнитивных ошибок (например, выбора под влиянием эмоциональных факторов) или недостатка времени для принятия взвешенного решения. Таким образом, в реальной жизни все мы действуем ограниченно рационально.

Так, нужно иметь в виду, что разные люди неизбежно обладают и оперируют различными информационными данными (этот эффект называется асимметрией информации). Например, продавец подержанного автомобиля или квартиры гораздо больше знает о скрытых недостатках своей собственности, чем потенциальный покупатель, который часто не способен оценить их до момента покупки. Специалист, оказывающий потребителю услугу по ремонту автомобиля или размещению средств на финансовом рынке, гораздо лучше клиента осведомлен о вероятном результате данной операции. Это необходимо помнить, поскольку в определенных условиях такой агент может действовать в первую очередь в своих интересах, а не в интересах заказчика.

Итак, любой человек в реальных экономических условиях должен стараться принимать решения осознанно, с опорой на понимание всех аспектов текущей ситуации, оценки будущего и возможных рисков того или иного варианта поведения. Умение делать правильный для себя финансово–экономический выбор – одно из наиболее важных для любого современного человека, вне зависимости от рода его занятий, места проживания и возраста.

Деньги и их роль в экономическом развитии государства

Общеизвестно, что деньги – это, прежде всего, «всеобщий эквивалент», который может обмениваться на любые товары и услуги, выполняя при этом роль меры их стоимости. Поэтому для товара или финансового актива, используемого в качестве денег, очень важно доверие со стороны всех экономических агентов.

Функции денег. Деньги служат людям различными способами. Обычно выделяют пять основных функций денег.

Функции

Мера стоимости. Деньги аналогичны единицам измерения (массы, объема, температуры), которыми можно описать разнообразные физические характеристики материальных предметов. Только возможности денег значительно шире, они позволяют измерить, сколько стоят различные блага и, соответственно, как цены благ соотносятся друг с другом. Правда, в отличие от длины и массы предметов, цены обычно не остаются все время фиксированными на одной и той же отметке, а постоянно меняются. Благосостояние отдельных людей и целых народов, экономические возможности коммерческих компаний и государств также могут быть измерены и сопоставлены в деньгах.

Средство обращения. Деньги циркулируют в экономике, они не только измеряют цены, но и используются при обращении товаров и услуг, обеспечивая их переход из рук в руки в результате сделок купли–продажи. Если бы деньги не выполняли эту функцию, людям, бизнесу и государству всякий раз приходилось бы выстраивать длинные цепочки обмена имеющихся у них товаров и услуг.

Средство платежа. С помощью денег можно не только приобретать товары и услуги, но и оплачивать любые иные денежные обязательства – налоги, платежи по кредитам, арендную плату за квартиру и т.д.

Средство накопления. Деньги можно не только тратить. Как мы знаем, можно откладывать деньги с целью сбережения их «покупательной способности» во времени, копить их на какие– то будущие покупки.

Мировые деньги. Когда деньги выходят за границы национальных государств, они становятся мировыми деньгами или валютами, тогда они могут обмениваться на другие денежные единицы и выполнять свои функции уже в глобальном масштабе.

Виды денег в истории и современности. За свою долгую историю деньги прошли через массу перевоплощений. Основные этапы эволюции денег можно описать следующим образом.

Товарные или «случайные» деньги. Поскольку неудобства бартерного обмена как торговой системы очевидны, люди издавна стали искать, что будет выполнять функции «всеобщего эквивалента», или денег. В этой роли разные народы пробовали самые разные вещи – меха, скот, ракушки, рабов, злаки, различные минералы и перья. Однако одни такие «деньги» отличались громоздкостью, другие легко портились, третьи требовали за собой постоянного ухода, а четвертых в природе было слишком много. Каждый такой вид денег в лучшем случае признавался ограниченной группой людей на относительно небольшой территории и не мог широко использоваться для торговли и платежей за ее пределами.

По мере развития человеческой цивилизации на смену таким случайным средствам облегчения обмена пришли металлические деньги. Обладая такими свойствами, как компактность, высокая прочность, водо– и огнеустойчивость, долговечность, делимость, возможность относительно точной дифференциации по весу, редкость и сложная воспроизводимость (а значит, ограниченные возможности подделки), они были лишены многих недостатков первых денежных единиц. Среди металлов особой популярностью для изготовления денег стали пользоваться те, которые издревле служили материалом для создания драгоценных украшений. Именно из серебра, золота и меди в первую очередь стали отливать слитки и чеканить монеты стандартного образца для использования в торговом обмене.

Считается, что первые монеты появились в VII веке до н.э. в малоазийском государстве Лидии (современная Турция), они были выплавлены из электрума – сплава золота и серебра. Государство обеспечивало чистоту сплава, и гербовая царская печать на лицевой стороне гарантировала качество монеты. Не случайно русское слово «деньги» произошло от слова «печать» или «клеймо» – по–тюркски «тенге» (так сегодня называется национальная валюта Казахстана), по–хазарски «тамга».

Металлические деньги быстро приобрели популярность и в течение нескольких десятков лет монеты распространились по основным торговым центрам Древнего мира. Древние монеты стоили ровно столько, сколько в них содержалось драгоценного металла при чеканке («номинал» монеты), и их в любой момент можно было переплавить обратно в слитки. Однако спустя некоторое время монеты неизбежно стирались, и их фактический вес становился меньше, чем предполагалось в момент первоначальной эмиссии, но их продолжали принимать по номинальной стоимости. Благодаря последнему обстоятельству появлялся также соблазн «порчи монеты», когда правители государств и частные лица старались всячески уменьшить фактическую массу драгметалла в монетах, которыми они оплачивали свои счета.

Идея о том, что в обращении вместо самих драгметаллов могут находиться их полноправные заменители, появилась относительно поздно, но оказалась весьма популярной. Преимущества таких денег очевидны – нет необходимости в транспортировке и обеспечении безопасности хранения слитков драгоценного металла, его взвешивании и проверке качества.

Первоначально выпускавшиеся государством бумажные деньги обеспечивались его твердой гарантией обмена на определенное количество драгоценного металла в монетах или слитках (это так называемые «репрезентативные» или «обеспеченные» деньги, которые подлежат непосредственному обмену на другие ценности). Считается, что первые такие деньги появились в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры.

Во многом благодаря историческому приоритету Китая в изобретении бумаги и традиционному благоговению китайцев перед начертанными на ней знаками эти деньги стали бумажными. Государство принимало бумажные деньги во все виды платежей и свободно меняло их на металлическую монету (правда, тогда в Китае это была медь, которой для совершения самых простых сделок нужно было очень много). Более того, действовало указание императора принимать бумажные деньги во все виды платежей под страхом смертной казни. Европейцы с удивлением узнали о подобной практике благодаря путешествиям Марко Поло еще в XIII веке, но собственные бумажные деньги в Европе впервые начали печататься только четыре века спустя.

Высшей точкой развития «репрезентативных» денег явилась система «золотого стандарта», действовавшая в международном обращении примерно со второй половины XIX века. Центральную позицию в этой системе занимал британский фунт, который свободно обменивался с 1821 года на золото и был в то время основной международной резервной валютой, а остальные валюты котировались к нему в соответствии с золотым содержанием каждой. В 1897 году рубль также стал валютой, обеспеченной золотом. Фактически система действовала до первой мировой войны (последующие попытки восстановления золотого стандарта как базовой системы устройства международных платежей имели лишь частичный успех). Окончательно золотой стандарт прекратил свое существование в 1971 году, когда президент Р. Никсон отменил конверсию главной резервной валюты XX века, доллара США, в золото по фиксированной цене 35 долларов за тройскую унцию (31,103 грамма) – правда, к тому времени обмен уже практически не осуществлялся.

Современные деньги – это так называемые «фиатные деньги», которые сами по себе не содержат никакой ценности, а только «символизируют» ее. Сегодня деньги практически всех стран мира уже нельзя непосредственно обменять на драгоценные металлы или какие–то другие товарно–материальные ценности, хотя можно на них купить любые ценности у того, кто хочет их продать. Платежная функция таких денег, по сути, устанавливается государством и поддерживается его политикой.

В настоящее время для наличных расчетов в основном используются банкноты или бумажные деньги различных номиналов, а для самых мелких платежей – монеты. Хотя внешний вид последних за прошедшие две с лишним тысячи лет изменился не очень сильно, их современное содержание совершенно иное. Прямая связь между весовым содержанием металла и номиналом монеты отсутствует; монеты – это просто металлические кружочки, изготовленные из дешевых сплавов и представляющие определенную номинальную стоимость, которая указана на самой монете. Правда, и сегодня выпускаются монеты из драгоценных металлов, но, хотя такие деньги и могут находиться в обращении, это происходит редко: они используются либо для коллекционирования и в качестве сувениров, либо для инвестирования в драгоценные металлы (у инвестиционных монет стоимость существенно выше номинала).

Но вот что точно не изменилось, так это отношение государств к изготовлению и обращению поддельных денег. Фальшивомонетничество или подделка денежных знаков существует столько, сколько существуют наличные деньги. В России и других странах это преступление относится к самым тяжким и сурово карается по закону. Статья 186 Уголовного кодекса Российской Федерации («Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег») предусматривает наказание до пяти лет исправительных работ или лишение свободы на срок до 8 лет, в особо крупном размере – до 12 лет, а в составе группы – до 15 лет.

Таким образом, если кому–то попадется в руки подозрительная купюра, ни в коем случае не стоит пытаться расплатиться ею: это может быть квалифицировано как сбыт поддельных денег. Сомнительную банкноту необходимо сдать в любой коммерческий банк, осуществляющий операции с наличными деньгами, для передачи на экспертизу в Банк России. Если банкнота имеет явные признаки подделки, нужно обратиться непосредственно в полицию. Следует отметить, что в настоящее время такие преступления встречаются все реже. Это связано с постоянным совершенствованием защитного комплекса банкнот Банка России, выпуском банкнот новых модификаций, использованием современного оборудования для приема и обработки банкнот, а также проведением информационных мероприятий по определению подлинности банкнот в рамках повышения финансовой грамотности населения. Благодаря работе правоохранительных органов пресекается попадание в платежный оборот крупных партий поддельных банкнот еще на этапе их изготовления. Кроме того, использование наличности в современном мире год от года сокращается, а платежи, которые принято ими осуществлять, сегодня по большей части мелкие. Крупные платежи наличными деньгами в некоторых странах запрещены законодательно. К тому же размер этих издержек оборота наличных денег по оценкам экспертов составляет около 1% от их номинала.

К тому же наличность – излюбленное средство для финансирования криминальной деятельности и извлечения из нее доходов, а также для коррупционных отношений и уклонения от налогообложения. Наличный оборот куда сложнее учитывать, как на низовом уровне (отдельного гражданина или предприятия), так и в централизованной статистике.

Главной альтернативой наличности стали безналичные деньги, то есть деньги на банковских счетах.

Швеция, которая в 17 веке стала первым европейским государством, открывшим центральный банк и начавшим использовать бумажные деньги, теперь готовится к тому, чтобы проложить остальным дорогу в новом деле – жизни без купюр и монет вообще. На сегодня 80% розничных сделок и почти 99% всех транзакций в этой стране уже осуществляется с помощью других форм расчетов. Большинство шведов, особенно представители младших поколений, уже не носят с собой наличность, которые не принимаются в значительной части торговых точек и даже в некоторых банках, а также в общественном транспорте. Возможно, что скоро наличные деньги в Швеции перестанут использоваться вообще.

Противники отказа от наличных денег, утверждают, что наличные – это единственная полностью доступная для всех людей форма денег. А полный отказ от их использования может привести к исключению из экономической жизни целых групп населения, среди которых пожилые люди, дети, люди с ограниченными возможностями, людей, а также граждане, проживающие на территориях, не обеспеченных средствами связи, или не имеющие банковских счетов. Кроме того, многим людям хочется сохранить приватность своих расходов. Существует также риск возможных конфискаций, легко применимых по отношению к безналичным деньгам, – специальных налогов или отрицательных процентных ставок.

Однако, всерьез отрицать удобство безналичных денег невозможно. Средства, размещенные на банковских счетах физических и юридических лиц, всегда доступны своим владельцам. Все движения средств регистрируются банком. Средства списываются с банковского счета покупателя (плательщика) и одновременно зачисляются на счет продавца (получателя платежа).

Существует множество форм проведения таких платежей – прямые переводы со счета на счет, расчеты с помощью кредитных и дебетовых карт и пр. Все их объединяет то обстоятельство, что в отличие от платежей наличными деньгами, в каждой такой сделке неизбежно присутствуют посредники – банки, в которых держат счета отправитель и получатель средств, а также платежная система, если деньги переводятся посредством банковской карты. Таким образом, банковская система практически становится «кровеносной системой» экономики, так как через нее производится большинство расчетов с участием, как граждан, так и бизнес–структур.

Доля безналичных расчетов увеличивается еще и потому, что торговля и финансовые операции все активнее перемещаются в сети «Интернет», где наличность по определению неприменима.

Серьезный рост онлайн–торговли, а также безналичных (в первую очередь, бесконтактных) расчетов произошел во время пандемии коронавируса. По оценке Банка России, доля безналичных платежей в рознице в 2020 году достигла 70%, а по данным платежной системы Visa, в России бесконтактные платежи составили 86% безналичных расчетов.

Помимо безналичных денег, которые определяются наличием банковского счета, выделяют другие современные формы денег, для которых банковский счет не нужен: это электронные денежные средства, квази–деньги и криптовалюты.

Электронные денежные средства (ЭДС) – это записи на счетах электронной платежной системы (без банковского счета): электронные кошельки, предоплаченные карты, остатки на счете мобильного телефона и др. Безналичные и наличные денежные средства легко могут быть конвертированы в ЭДС (правда, обратная конвертация может привести к потере части этих средств). Электронный кошелек завести проще, чем банковский счет, он может быть дешевле в обслуживании, но обычно ограничен в своем применении.

Квази–деньгами называют платежные средства, которые имеют денежные характеристики, но могут быть заработаны и израсходованы только каким–то специальным образом. К этой категории причисляют бонусы и баллы торговых точек, сервисных организаций и платежных систем, мили авиакомпаний и т.п. Например, специальные баллы могут начисляться клиенту авиакомпании за покупку авиабилетов. Этими бонусными баллами потребитель может расплатиться вместо обычных денежных средств с самой авиакомпанией или приобрести товары и услуги ее компаний–партнеров, но в других местах эти баллы в качестве денег уже не примут.

Деньги как вид актива. Ликвидность. Как уже разъяснялось выше, одна из функций денег предусматривает их использование в качестве средства накопления («хранилища стоимости»). Таким образом, деньги можно рассматривать как один из финансовых активов (так называют компактные по форме или документарные ценности, которые способны приносить доход – ценные бумаги, золотые слитки, банковские вклады и пр.) Хотя наличные деньги (в отличие, скажем, от депозитов или облигаций) не приносят дохода, они обладают такой полезной характеристикой как ликвидность, или способность быть обменянными в любой момент времени на любые другие активы без ценовых потерь, по номиналу.

В экономической теории есть понятие «предпочтение ликвидности», которое было введено английским экономистом Дж. М. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Соответствующая теория объясняет, почему люди, несмотря на неспособность денег как актива приносить своему владельцу доход, тем не менее держат часть своих средств непосредственно в денежной форме.

Согласно Кейнсу, спрос на деньги вытекает из трех мотивов:

  • транзакционный мотив: людям нужен запас денег для совершения сделок, поскольку новые денежные доходы поступают к ним неравномерно;
  • мотив предосторожности: необходимо поддерживать резерв ликвидных средств на случай непредвиденных обстоятельств или неожиданных проблем, требующих расходов;
  • спекулятивный мотив: люди могут держать наличность, чтобы воспользоваться неожиданно возникающими на рынке возможностями (например, купить те или иные активы после значительного снижения их цен).

Таким образом, люди всегда будут держать какой–то запас денежных средств, хотя это означает для них потери в виде неполученных возможных доходов. Чем выше рыночная процентная ставка, тем выше подобные потери и тем меньше при прочих равных условиях будет предпочтение ликвидности.

Увеличение экономической неопределенности, как, например, в ходе пандемии коронавируса, влечет за собой рост предпочтения ликвидности и увеличение «страховых» сбережений у потребителей, в том числе за счет сокращения потребления. В некоторых странах для того, чтобы удовлетворить возросший спрос, пришлось увеличить объем изготовления новых банкнот.

Вместе с тем очевидно, что продолжительное хранение наличных или безналичных денег – будь то на беспроцентном счете в банке, в бумажнике или в тумбочке – может привести к их обесценению в результате инфляции.

Финансовая политика. Цели, задачи, содержание финансовой политики

Государственная деятельность всегда сопряжена с выполнением функций, связанных с обеспечением финансовой безопасности страны, решением социальных вопросов, внешнеэкономической деятельностью. Важнейшей функцией государственных органом власти является достижение финансовой стабильности, сбалансированности федерального бюджета, бесперебойное взаимодействие всех секторов экономики, отраслевое региональное развитие. Инструментом реализации возложенных на государство функций выступает финансовая политика, отвечающая вызовам времени и сложившийся политической и экономической конъюнктуры.

Финансовая политика государства – это совокупность мер, мероприятий, принципов и практических форм, направленных на эффективную мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и контроль за их использованием в целях создания условий для экономической стабилизации и последующего роста экономики.

Ее основой является обеспечение стратегических направлений и перспектив использования финансовых ресурсов. Эти направления соответствуют целям, которые ставятся перед государством, коллективом, предприятием, обществом. Направления и цели определяются экономическими возможностями государства, бизнеса и социальной общностью, инструментами и методами регулирования.

Выделяют три основных типа финансовой политики: классическая, регулирующая и планово–директивная. В условиях рыночной экономики применяется регулирующая финансовая политика, включающая в себе стимулирующие и сдерживающие методы воздействия на финансовую систему.

Основным механизмом государственной финансовой политики является регулирование государством расходов граждан и бизнеса, за счет создания условий для дополнительного спроса, и, как следствие – увеличения валового внутреннего продукта, роста промышленного производства, сокращения безработицы. Главными инструментами такого регулирования выступают налоги, государственные кредиты, таможенные сборы. Дефицит бюджета используется государством для регулирования экономики в целом.

Из единого органа управления, правительством выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием доходов бюджета, определением бюджетных расходов, изысканием источников их финансирования, контролем за поступлением налогов, сборов, обязательных платежей, управлением государственным внутренним и внешним долгом.

Основными целями современной финансовой политики являются:

  • целесообразное распределение и использование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста;
  • аккумуляция финансовых ресурсов в федеральном бюджете и их перераспределение на обосновано важные направления деятельности, преимущественно на реализацию целевых показателей развития;
  • достижение финансовой независимости и устойчивости государства к внешним шокам;
  • обеспечение финансовыми ресурсами государственных программ, инвестиционных проектов.

Финансовые ресурсы – это тот инструмент, который позволяет маневрировать органам власти в достижении намеченных целей. Финансовые ресурсы представляют собой доходы в денежной форме, распределенные хозяйствующими субъектами в форме налогов и других обязательных платежей и поступающие в бюджеты разных уровней бюджетной системы. Государство само ничего не производит и не создает, функция государства законодательно установить норму отчислений от полученных бизнесом, некоммерческими организациями и населением доходов и накоплений, организовать сбор финансовых ресурсов, а затем грамотно распределить полученные ресурсы. Этот процесс называется финансовая политика государства.

Элементами государственной финансовой политики являются бюджетная политика, налоговая политика, таможенно–тарифная политика. Отдельное место и отдельную роль занимает денежно–кредитная политика Банка Росси. Цели, задачи и приоритеты финансовой политики излагаются в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно–тарифной политики на соответствующе три года (2021–2023).

В соответствии с «Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно–тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов перед современной финансовой политикой стоят следующие взаимосвязанные задачи:

  •  обеспечение условий для формирования у государства и хозяйствующих субъектов как можно большего объема финансовых ресурсов;
  •  рациональное распределение бюджетных средств в соответствии со стратегическими задачами и целями;
  • регулирование экономических и социальных процессов с использованием финансовых инструментов и методов;
  •  формирование эффективной системы управления публичными финансами;
  • выход на траекторию устойчивого посткризисного развития.

Современный мир развивается под воздействием множества факторов и для государства приобретает особую важность и значимость идти «в ногу со временем». Важно развивать технологии, осваивать космос, наращивать военную мощь и как записано в Конституции Российской Федерации выполнять социальные обязательства перед обществом.

Последнее десятилетие Россия сталкивается с проблемой острой нехватки финансовых ресурсов, поэтому особую актуальность приобретают проблемы эффективности расходования финансовых средств. Очень важно грамотно маневрировать финансовыми ресурсами, отслеживать прозрачность их использования, перенаправлять их в те отрасли, которые остро в них нуждаются и от которых можно ждать максимального эффекта в кротчайшие сроки.

В финансовой политике необходимо ставить реалистичные цели и изыскивать инструменты их максимального достижения. Ежегодно, в Послании Президента Федеральному Собранию страны актуализируются наиболее важные и приоритетные направления в области внутренней и внешней политики, которые требуют быстрого решения, а главное определяют ключевые направления расходования средств бюджетов разных уровней.

В качестве стратегической цели – курс на перспективу, стоит мега важная задача, отойти от зависимости страны от нефти и газа, переориентировать экономику на импортозамещение, развивать внутренний потенциал страны, преодолеть технологическую отсталость, максимально перевооружить производственную технику. Важнейшей стратегической задачей государства на ближайшую перспективу – финансовую тактику, является скорейшее устранение последствий пандемии короновирусной инфекции, санкционного режима, продолжающего спада мировой экономики, рецессии экономики, преодоление демографического спада. Еще одной важной задачей государства отход от долларизации в расчетах на международном рынке. В ближайшей перспективе планируется создать собственную систему расчетов, минуя зарубежную систему обмена SWIFT, а также создать цифровой рубль, который будет выступать дополнительной формой российской национальной валюты эмитированной Банком России.

Внешний мир изменчив и непредсказуем, поэтому очень важно научиться маневрировать финансовыми ресурсами, оперативно и без значительных потерь перенаправлять их в стратегически важные сектора экономики, обеспечивать межотраслевое и межрегиональное взаимодействие.

В перспективе финансовая политика должна быть нацелена на улучшение уровня и качества жизни населения, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости расходования бюджетных средств, развитие информационных технологий, предусматривать инвестиции в развитие человеческого потенциала.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна обладать гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий и социальных факторов. Например, «активно стареющая нация» потребовала в 2019 году реформу пенсионной системы. Планомерный переход страны на безналичные расчеты и развитие национальной платежной системы, позволили банкам сконцентрировать огромные ресурсы на своих счетах и во время национального «локдауна» не потерять ликвидность при значительном оттоке средств населения. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны и требуют соответственно одновременной реакции на вызовы времени, внешним и внутренним факторам.

Финансовая политика – как специфическая деятельность государственных органов, направленна на изыскание финансовых ресурсов для выполнения государственных задач. Одной из важнейших задач современной финансовой политики является разработка комплекса мер, направленных на восстановление занятости населения, снижение бедности населения, увеличение продолжительности жизни. Эти меры требуют от государства изыскания дополнительных финансовых ресурсов для серьезного вливания в финансовую систему, что является главным ориентиром качества управления финансами.

Для управления финансами в стране созданы специальные структуры– органы управления финансами. Объектом управления финансами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые складываются внутри финансовой системы и которые позволяют наполнять каждое звено и каждый сектор денежными средствами. Субъектом управления финансами являются органы управления: Президент страны, законодательная и исполнительная власть, Банк России.

Федеральное Собрание традиционно занимается вопросами обеспечения законодательной и нормативно–творческой деятельности (рассматривает и утверждает законопроекты в финансово–бюджетной и налоговой сфере, вносит поправки в действующее законодательство, утверждает отчет об исполнении федерального бюджета). Федеральное Собрание в тесном сотрудничестве со Счетной Палатой РФ проводит контроль и экспертизу федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Представляемые Счетной палатой отчеты позволяют на государственном уровне делать выводы об эффективности и качестве проводимой в стране финансовой политики. Cчетная палата проводит экспертизу проекта федерального закона о бюджете, оценивает промежуточные итоги исполнения федерального бюджета, обосновывает заключение об эффективности бюджетных расходов.

На Правительство страны возложены функции по разработке и реализации финансовой политики в государстве. Правительство решает финансовые задачи, посредством постановки конкретного ряда вопросов на определенный период времени, как правило, на бюджетный год – 12 месяцев.

Среди них важнейшая роль принадлежит:

  • по стратегическим и долгосрочным вопросам, включая выработку и реализацию экономической политики государства – Министерству экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития),
  • по тактическим вопросам (текущим и среднесрочным) – Министерству финансов (Минфину) Российской Федерации.

Минэкономразвития разрабатывает долгосрочные прогнозы социально–экономического развития, которые в дальнейшем ложатся в основу Минфина России при разработке целей и задач финансовой тактики.

Среди основных целей Минфина России в области финансовой политики:

  • обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация экономики;
  •  справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами

(содействие достижению национальных целей развития во всех сферах);

  • формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности функционирования финансового рынка.

В качестве основных задач Министерства финансов можно выделить:

  • подготовка для обсуждения Государственной думой финансовой политики государства;
  • составление и вынесение на обсуждение проекта закона о федеральном бюджете и проектов законов государственных внебюджетных фондов;
  • разработка стратегии развития финансового рынка на перспективу– до 2030 года;
  • разработка мер и мероприятий, направленных на сбалансированность бюджетной системы;
  • изыскание финансовых ресурсов на развитие новейших цифровых технологий и информационных ресурсов;
  • аккумуляция ресурсов на приоритетных направлениях социально–экономического развития РФ;
  • разработка предложений по привлечению в экономику страны внутренних инвесторов;
  • совершенствование методологии планирования бюджета и составления отчетности;
  • обеспечение рационального и целевого расходования финансовых ресурсов.

В ведении Министерства финансов находятся федеральные службы: Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и Пробирная палата, каждая из которых выполняет определённую роль в управлении финансами.

Важная роль в управлении финансами отведена Федеральному казначейству. Через Федеральное Казначейство осуществляется кассовое исполнение и обслуживание бюджета, путем открытия счетов в Банке России. Казначейство обеспечивает контрольную функцию, отслеживая распределение налоговых доходов и сборов между бюджетами различных уровней и выплат из бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Оперативная информация, полученная от органов Федерального Казначейства, позволяет совершенствовать кассовое и бюджетное планирование.

Федеральная налоговая служба, обеспечивает контроль за правильностью исчисления и своевременностью поступления налоговых доходов, сборов и обязательных платежей в бюджеты страны.

Федеральная таможенная служба, контролирует законность взыскания и уплаты таможенных сборов. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, призвана осуществлять контрольнонадзорную деятельность за оборотом алкогольной продукции. Пробирная палата, проводит контроль и надзор за производством, использованием и обращением драгоценных металлов в стране.

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельно формируют и реализуют региональную финансовую политику и управляют своими финансовыми ресурсами.

В настоящее время практически все бюджеты регионов частично финансируются из федерального бюджета путём получения межбюджетных трансфертов – передачи средств от одного бюджета бюджетной системы страны другому бюджету. Как правило, в качестве донора финансовых ресурсов для субъектов Федерации выступает Федеральный бюджет. Основным инструментом межбюджетных трансфертов являются субсидии – безвозмездные поступления, доля которых из года в год растет и составила в 2020 году 81,6% суммы прироста финансирования.

Поэтому, основной целью региональной финансовой политики является разработка мер по минимизации зависимости от федерального бюджета. Регионам требуется структурная перестройка, переориентация на реализацию собственных целевых программ. Через региональные бюджеты в основном финансируются расходы, связанные, с национальной экономикой, транспортной инфраструктурой, сфера образования и здравоохранения, сельское хозяйство.

Правительство страны и главы субъектов Федерации рассматривают возможности развития внутреннего туризма, что обеспечит бюджеты регионов дополнительными финансовыми ресурсами. В качестве инструмента, поддерживающего внутренний туризм предложен до 2024 года 20 процентный «кэшбэк». Принцип «бюджетного федерализма» – самостоятельность бюджетов, требует от региональных органов власти принципиально новых подходов к управлению финансовыми ресурсами, разработке приоритетных направлений развития и совершенствования финансового механизма. Одним из способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов является выпуск региональных облигаций государственного займа, развитие новых ориентиров пенсионных накоплений граждан.

Главной задачей современной бюджетной политики является поддержка тех расходов, которые в дальнейшем смогут обеспечить постепенный рост экономики через развитие высокотехнологичных сфер и отраслей, грамотное регулирование и маневрирование финансовыми ресурсами, обеспечение структурной перестройки всей экономики. Бюджетная политика должна быть разумной, предсказуемой и строго отвечать целям и задачам сформированной в стране финансовой политике.

С 2017 года Минфином России разрабатывается единый документ, под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно–тарифной политики России на ближайший год и плановый период на последующие два года». Согласно Основных направлений прогноза социально–экономического развития России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов федеральный бюджет должен быть сформирован на основе «базового» сценария, с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых правительством мер в области экономической политики.

Базовый прогноз построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Данный сценарий предусматривает среднесрочный рост ВВП на уровне не ниже 3,0%. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов, общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения, умеренное ослабление валютного курса. Курс рубля в этот период будет оставаться стабильным, что будет поддерживать конкурентоспособность российской экономики и позволит создать условия для роста несырьевого экспорта.

Федеральный бюджет на 2021 характеризуется следующими показателями

Федеральный

Таким образом, бюджет России 2021 года спланирован как планово–дефицитный. Дефицит бюджета – 2,75 триллиона рублей, что составляет 12,8% всех расходов (см. рис. 4). Большую часть денег на финансирование дефицита государство планирует изыскать внутри страны. В основном это будут заимствования в виде государственных облигаций. 95 млрд. руб. планируется потратить из Фонда национального благосостояния. Незначительную часть денежных средств планируется получить за счёт внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов.

Доходы

Нефтегазовые доходы в 2021 году планируются в размере 6 трлн рублей, не нефтегазовые – 12,8 трлн. руб. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления составят почти треть всех доходов.

Больше четверти расходов бюджета, примерно 5,6 трлн. руб., в 2021 году планируется потратить по разделу «Социальная политика». По разделу «Национальная экономика» запланировано 3,3 трлн. руб. расходов.

Раздел «Национальная оборона» в бюджете России на 2021 год запланирован в размере – 3,1 трлн. руб., или 14,5% всех расходов.

«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – 2,5 трлн. руб.

Наполнение доходной части бюджета в большой степени зависит от налоговой политики государства. Главная задача налоговой политики – полнота исчисления и своевременность зачисления налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты разных уровней. От качества работы Федеральной налоговой службы зависит выполнение государством своих обязательств перед бюджетной сферой, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга страны, изыскание дополнительных средств для создания благоприятного инвестиционного климата.

Необходимо отметить, что за последние годы Федеральной налоговой службой предприняты шаги по упрощению системы взаимодействия бизнеса и власти. Электронная инфраструктура позволяет в онлайн режиме контролировать деятельность субъектов хозяйствования, оказывать консультационные услуги и проводить разъяснительные мероприятия. Упростилась процедура оформления налоговых вычетов, при взаимодействии коммерческих банков и налоговой службы нет сложностей по уплате налога на вклады, нет сложностей по исчислению и уплате региональных и местных налогов, взимаемых с физических лиц. Во время пандемии был наложен мораторий на налоговые проверки для бизнеса. Тем не менее, налоговая система остается еще достаточно сложной и громоздкой. В стране превалируют косвенные налоги – налоги, входящие в стоимость товаров, а доля прямых налогов падает, что свидетельствует о том, что бизнес не развивается, а предприятия банкротятся.

В налоговой политике необходимо разработать инструменты, обеспечивающие благоприятные условия для создания прозрачной и гибкой налоговой среды, способствующей обеспечению сбалансированности бюджета.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и таможенно–тарифной политики. Она находится в прямой зависимости от бюджетной политики и направлена на постепенное увеличение взыскания таможенных пошлин и платежей.

Инвестиционная политика напрямую связана с реальным сектором экономики – производством ВВП страны. С 2014 года, периода секционного режима произошел отток инвестиций, что отразилось на сфере производства, модернизации и создании новых технологий. Государство финансирует национальные проекты, основанные на импортозамещении, но этого недостаточно. Привлекать инвесторов можно и нужно через развитие инструментов фондового рынка, создании условий для его безопасного и без рискового функционирования.

Социальная политика связана с реализацией конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Из бюджета финансируется около 30% расходов на оказание финансовой помощи не защищенным гражданам страны. В Послании Президента в 2021 году основной акцент был сделан именно на финансирование социальных расходов и в особенности в области материнства и детства.

Банк России и основные направления денежно–кредитной политики

Финансовая политика государства неразрывно связана с единой государственной денежнокредитной политикой, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, основной целью которой является борьба с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – является главным эмиссионным и денежнокредитным центром страны. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной и финансовой системы страны, выступает органом экономического управления.

Организационно, Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В ее состав входят территориальные учреждения:

  •  7 главных управлений Банка России: по Центральному федеральному округу (г. Москва), Северо–Западное (г. Санкт–Петербург), Южное (г. Краснодар), Волго–Вятское (г. Нижний Новгород), Уральское (г. Екатеринбург), Сибирское (г. Новосибирск), Дальневосточное (г. Владивосток);
  • 21 отделение – национальные банки – обособленные подразделение Банка России (в составе главных управлений ЦБ РФ) и осуществляющее часть функций Банка России на территории республик (за исключением Республики Крым). Например, Отделение – Национальный банк по Республике Карелия Северо–Западного главного управления Банка России (г. Петрозаводск); Отделение – Национальный банк по Республике Мордовия Волго–Вятского главного управления Банка России (г. Саранск);
  • 53 отделения Банка России – обособленные подразделение Банка России (в составе главных управлений ЦБ РФ) и осуществляющие часть функций Банка России на территориях субъектов РФ (Республики Крым, краев и областей). Например, отделение по Брянской области главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (г. Брянск); отделение по Ставропольскому краю Южного главного управления Банка России (г. Ставрополь).

В составе территориальных учреждений Банка России на правах структурных подразделений действуют расчетно–кассовые центры (РКЦ). По состоянию на начало 2021 года их осталось чуть более 60. Основной целью деятельности РКЦ, является расчетно–кассовое обслуживание банков, их филиалов, а также различных государственных и муниципальных структур.

В составе Банка России также действует 91 полевое учреждение. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России и предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.

В отличие от главных территориальных управлений и национальных банков Банка России полевые учреждения Банка России имеют особое, двойственное положение: с одной стороны, они являются составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности действуют независимо от каких бы то ни было органов государственной власти. С другой стороны, полевые учреждения воинские учреждения и комплектуются военнослужащими. Поэтому они должны руководствоваться военным законодательством и обеспечивать в процессе своей деятельности соблюдение особого порядка военной службы, предполагающего действие принципа единоначалия.

В настоящее время проводимая Банком России денежно–кредитная политика, главным образом направлена на снижение уровня инфляции в соответствии с базовым сценарием и тремя альтернативными вариантами развития: дефляционный, проинфляционный и рисковый, которые отражают индикаторные изменения в экономике. Банк России, как мегарегулятор финансового рынка, в качестве главной цели своей политики ставит обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание годовой инфляции вблизи 4%.

Такая политика в экономическом сообществе получила название «таргетирование инфляции» и является основой денежно–кредитной политики Российской Федерации 2021–2023 годов. Низкая и предсказуемая инфляция позволяет населению и бизнесу строить долгосрочные планы, способствует поддержанию более низких процентных ставок в экономике и повышает доступность кредитов.

За основу принят базовый сценарий, который исходит из того, что восстановление мировой экономики будет медленным. Согласно базовому сценарию, российская экономика возобновит устойчивое восстановление в начале 2021 года и в первой половине 2022 года достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта.

Основной целью государственной денежно–кредитной политики является достижение такого общего уровня производства, которое характеризуется полной занятостью населения и стабильностью цен. Денежно–кредитная политика состоит в таком изменении количества денег в обращении, которое позволило бы стабилизировать такие показатели экономического развития, как валовой внутренний продукт, совокупный объем производства, уровни цен и безработицы.

Для влияния на инфляцию Банк России использует ключевую ставку, которая через экономические взаимосвязи воздействует на широкий круг экономических процессов, которые в конечном счете влияют на темпы прироста потребительских цен. Ключевая ставка Банка России по состоянию на 1 мая 2021 года – 5 %.

В соответствии с законодательством: основными инструментами и методами являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; депозитные операции; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. Использование в практической деятельности этих инструментов обеспечивает возможность создавать денежное предложение путем воздействия на процентные ставки.

Увеличивая или уменьшая процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям Банк России увеличивает или уменьшает их привлекательность, что соответствующим образом влияет на величину денежной массы в обращении. Снижение ставок по кредитным операциям Банка России стимулирует рост выданных им кредитов и, как следствие, рост денежной массы. Их повышение в перспективе способствует снижению денег в обращении. Наоборот, снижение процентных ставок по депозитным операциям Банка России потенциально ведет к снижению их объема, а, следовательно, к росту денежной массы в обращении. Повышение депозитных ставок главного банка обычно направлено на изъятие денег из обращения и снижение общей суммы денежной массы в экономике страны.

Так по состоянию на конец марта 2021 года процентные ставки по депозитам Банка России составила 3,5% годовых, по кредитам – 5,5%. Заявленная операционная цель денежно–кредитной политики Банка России – поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой.

Нормативы обязательных резервов – позволяют Банку России регулировать кредитные операции коммерческих банков и количество денег в обращении. Чем больше норма резервирования, тем больше денег фактически изымается из проводимых банком кредитных операций.

В марте 2021 года норматив обязательных резервов по большинству обязательств банков в рублях составил 4,75%, в иностранной валюте – 8%.

Операции на открытом рынке – это купля–продажа Банком России государственных ценных бумаг, путем выпуска–изъятия денег из обращения.

Объектом купли–продажи государственных ценных бумаг являются краткосрочные операции.

Рефинансирование – это кредитование Банком России коммерческих банков. Увеличение объемов выданных кредитов, ведет к росту массы денег в обращении, уменьшение – к сокращению денежной массы в обращении.

Депозитные операции – позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на рынок.

Валютное регулирование осуществляется путем купли–продажи Банком России иностранной валюты для установления воздействия на курс рубля– валютные интервенции.

Установление ориентиров роста денежной массы Банком России – установление минимальных и максимальных границы прироста денежной массы на определенные сроки.

Таким образом, Банк России с помощью имеющихся у него инструментов в зависимости от потребностей экономики может уменьшить либо увеличить количество денег в обращении, а также воздействовать на уровень инфляции.

Ценовая стабильность является основной целью денежно–кредитной политики и означает устойчиво низкую инфляцию. Низкая инфляция обеспечивает устойчивую покупательную способность национальной валюты, защищает доходы и сбережения граждан от обесценения, что позволяет поддерживать достойный уровень жизни населения, а также более уверенно планировать как текущие, так и долгосрочные доходы и расходы государства, граждан и бизнеса.

«Основные направления единой государственной денежно–кредитной политики на 2021 и период 2022 и 2023 годов» – документ, разработанный Банком России совместно с Правительством Российской Федерации и размещенный на его официальном сайте https://cbr.ru/, которым в качестве основных принципов денежно–кредитной политики определяются:

  •  установление постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции;
  •  применение ключевой ставки и коммуникации, как инструментов денежно–кредитной политики;
  • принятие решений по денежно–кредитной политике на основе макроэкономического прогноза;
  • информационная открытость.

Банковское обслуживание ВС РФ учреждениями Банка России с точки зрения обеспечения военной безопасности несет в себе ряд преимуществ.

Во–первых, Банк России – банк государственный. Следовательно, государственные интересы, в т. ч. в оборонной сфере, для него приоритетны. Обслуживая клиентов, любой коммерческий банк в первую очередь будет думать о своих финансовых интересах. Поэтому долгосрочные планы в области банковского обеспечения, тем более на военное время, силовому блоку следует строить, прежде всего, с Банком России.

Во–вторых, клиентам Банка России не нужно задумываться о ликвидности своего банка (т. е. о наличии средств на его корреспондентском счете). Заминка в расчетах по этой причине им не угрожает.

В–третьих, Банк России имеет свою платежную систему, которая является основной платежной и расчетной системой страны. Поэтому все расчеты клиентов Банка России проводятся без посредников по самому короткому пути и в самое короткое время.

В–четвертых, Банк России является эмиссионным центром страны. Его учреждения осуществляют выпуск наличных денег в обращение из хранилищ резервных фондов. Запасы денежной наличности в кредитных организациях невелики. Коммерческие банк не заинтересованы в хранении денежной наличности в больших объемах, т. к. наличные деньги, хранящиеся в их кассах, не приносят доход. Поэтому, получение воинскими формированиями больших сумм наличных денег без предварительного заказа в кредитных организациях, будь то даже Сбербанк России, зачастую затруднительно.

В–пятых, Банк России имеет специализированные подразделения (полевые учреждения), способные удовлетворить потребности ВС РФ в банковских услугах в любых условиях обстановки, включая боевые, а также на иностранной территории и в отдаленных местностях.

В–шестых, именно Банк России и его полевые учреждения должны обеспечить непрерывность оказания банковских услуг действующим и вновь формируемым воинским структурам в военное время.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение