Магнит купил KazanExpress

KazanExpress теперь входит в магнит

Только что рынок переварил информацию о приобретении "Лентой" сети магазинов "Монетка", а утром 19 октября пришло известие о том, что ритейлер "Магнит" стал владельцем региональной торговой площадки KazanExpress, на базе которой будет создана собственная интернет-площадка "Магнит-Маркет".

Мы выясняем, что задумал "КазаньЭкспресс" и есть ли у "Магнит-Маркета" потенциал превзойти лидеров интернет-торговли - Wildberry, Ozon и "Яндекс-маркет".

Знакомство с "КазаньЭкспресс

Торговая площадка KazanExpress появилась в 2017 году, когда в столице Татарстана были открыты первые три пункта выдачи. Компания была основана предпринимателем Линаром Хуснуллиным и разработчиком Кевином Хандой, которым 27 и 20 лет соответственно. Онлайн-маркетплейс "Беру" (ныне "Яндекс-Маркет") появился только в 2018 году.

До KazanExpress Хуснулин в 2014 году развивал сеть магазинов "Все по 99 рублей", специализировавшуюся на женских аксессуарах. Позже он продал свою долю в бизнесе партнеру и занялся созданием маркетплейса.

KazanExpress тоже начинался с дешевых китайских товаров, вспоминала она в 2019 году, и Хуснуллин в основном заказывал товары напрямую из Китая. Через несколько лет после создания торговой площадки эти товары составляли лишь около половины от общего количества предлагаемых товаров. Основатели онлайн-площадки начали обучать других продавцов на платформе работе с китайскими поставщиками.

На тот момент товары с "КазаньЭкспресс" доставлялись в семь городов: Казань, Иннополис, Чебоксары, Самара, Набережные Челны, Альметьевск и Уфа. Планируется также соединить Нижний Новгород, Екатеринбург, Ульяновск и Тольятти.

Первые инвесторы появились у KazanExpress уже через год после запуска: в 2018 году ИТ-инкубатор GK Fix вложил в молодую компанию 2 млн долл. В 2021 году AliExpress Russia приобрел 30-процентную долю в KazanExpress.

Обе стороны не раскрыли сумму сделки, но было отмечено, что привлеченные средства будут направлены на модернизацию офиса разработки в Иннополисе, развитие складской инфраструктуры и поддержку продавцов.

Судя по всему, 2021 год стал переломным для KazanExpress: по официальной информации рынка, оборот в этом году вырос на 542% и составил 9 млрд. рублей.

Общая сумма достигла 9 млрд. рублей. Количество заказов в том же году выросло на 470% и составило 14 млн.

В 2022 году онлайн-площадка продолжила стремительный рост, и DataInsight признала "КазаньЭкспресс" шестым по величине онлайн-продавцом в России, опередив Wildberry, Ozon, "Яндекс-Маркет", "Сбермегамаркет" и AliExpress.

Для сравнения: выручка Wildberry на тот момент оценивалась в 1,7 трлн. рублей, а Ozon - в 832 млрд. рублей. По расчетам "Infoline-Аналитики", общий объем розничных продаж в 2022 году достигнет 42,57 трлн. рублей, из которых на электронную коммерцию придется 13,4%.

В 2022 году журнал Forbes Russia включил 25-летнего соучредителя "КазаньЭкспресс" Кевина Ханду в список 10 самых перспективных предпринимателей России в возрасте до 30 лет. Через год сама торговая площадка вошла в список "30 самых дорогих компаний Рунета" по версии Forbes под номером 25. Издание оценило стоимость компании в 180 млн. долл. За ней на 24-м месте расположилась компания Aviasales, стоимость которой оценивается в 190 млн. долларов, немного опередив Lamoda с 220 млн. долларов.

К концу 2022 года число продавцов увеличилось до 10 000, причем 320 из них зарабатывают более 1 млн. руб. в месяц. По словам Хуснулина, продавцов привлекало то, что в "КазаньЭкспресс" не было дополнительных комиссий, таких как плата за хранение, курьерская доставка, возврат товара.

Но затем рост замедлился. В первом полугодии 2023 года выручка "КазаньЭкспресс" выросла всего на 7,4% и составила 9,2 млрд. рублей. Оборот wildberry и Ozon за тот же период составил 991,8 млрд. рублей и 636 млрд. рублей соответственно.

Доля компании в сегменте онлайн-продаж составила всего 0,3%. Доля крупнейших игроков - Wildberry и Ozon - составила 28,6% и 18,4% соответственно.

С января по май 2023 года количество продавцов на KazanExpress выросло на 7%.

Для сравнения, количество продавцов на "Сбермегамаркете" за тот же период выросло на 120%, а лидеры - Wildberry и Ozon - на 36% и 92% соответственно.

При этом "КазаньЭкспресс" продолжает терпеть убытки.

Условия сделки

"Магнит" получит 100-процентную долю в ООО "Казаньэкспресс" путем приобретения акций компании AliExpress Russia, предпринимателей Сергея Еремеева, Линара Хуснуллина и Кевина Хэнди, а также Линара Хуснуллина и Кевина Хэнды, - говорится в сообщении компании.

и акций Линара Хуснуллина и Кевина Ханды.

Как говорится в официальном заявлении "Магнита", в сферу сделки входит вся инфраструктура рынка, включающая технологическую платформу, пункты выдачи, склады, автопарк и интеллектуальную собственность.

Сделка будет завершена после получения одобрения Федеральной антимонопольной службы. После этого "КазаньЭкспресс" будет переименован в "Магнит-Маркет". Несмотря на потерю акций, основатели интернет-площадки продолжат развивать проект". Магнит" также будет опираться на опыт и знания существующей на рынке команды.

Сумма сделки не разглашается. По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора компании "Infoline-Аналитика", "Магнит", вероятно, заплатит за "КазаньЭкспресс" около 10 млрд. рублей. По другим данным, сумма сделки может составить 12-13 млрд. рублей.

Предполагается, что сделку профинансирует сам "Магнит". Если предположить, что платформа будет приобретена за 10 млрд. рублей, то это означает, что ритейлер потратит четверть своей годовой выручки, или около 6% от прогнозируемой EBITDA в 2023 году, сообщает "Атон".

"Основателям компании представляется разумным выйти из бизнеса на данном этапе, поскольку развитие мультикатегорийного маркетплейса требует значительных инвестиций. Естественно, это [требует] вливаний капитала со стороны крупнейших инвесторов, и без немедленной продажи акций в процессе активного инвестирования произойдет их дальнейшее размывание", - сказал нам Бурмистров.

Анна Крысина, руководитель практики финансового консалтинга группы "Деловой профиль", отметила, что поскольку в сделке участвуют все владельцы компании, это может свидетельствовать о том, что инициатором является "Магнит", а значит, компания будет единственным владельцем рынка.

Почему "Магнит" приобрел "КазаньЭкспресс

Гюванч Донмез, директор по электронной коммерции "Магнита", отметил, что благодаря "КазаньЭкспресс" федеральный ритейлер получит доступ к "технологическим решениям и ассортиментной базе для эффективного запуска торговой площадки". Благодаря уже имеющейся инфраструктуре, включающей тысячи грузовых автомобилей и 28 тыс. магазинов, которые станут пунктами выдачи интернет-заказов, "Магнит" рассчитывает быстро расширить свое присутствие в секторе электронной коммерции и стать одним из лидеров в своей области.

Компания также надеется, что существующие отношения с поставщиками позволят создать "уникальные цены на самые популярные категории товаров" на рынке и что главным преимуществом "Магнит-Маркета" станут низкие цены.

Андрей Бодров, директор по инвестициям, стратегии и развитию бизнеса "Магнита", добавил, что данная сделка будет способствовать реализации омниканальной стратегии ритейлера и "появится возможность вывести предлагаемые покупателям услуги на новый уровень".

После сообщения о сделке цена акций "Магнита" выросла на 1,23% до 5 778,5 ₽.

Эксперт Бурмистров считает, что сделка выгодна "Магниту", так как маркетплейс получит значительный потенциал роста за счет использования инфраструктуры ритейлера и, обогнав "Яндекс-Маркет" и "Сбермегамаркет" по количеству точек выдачи, войдет в тройку лидеров.

Кроме того, интеграция маркетплейса в мобильное приложение "Магнита" даст "отличную возможность масштабирования при весьма разумном уровне инвестиций". Эксперт также считает, что если бы "Магнит" решил самостоятельно запустить подобный проект с нуля, то ему потребовалось бы более 10 млрд. рублей, что является ориентировочной суммой сделки.

Эксперт в области розничной торговли, директор по стратегии компании "Fashion Renegade" Олег Баландин считает, что "Магнит" получил сильную мотивацию и технологии, необходимые для конкуренции с группой Х5.

Анна Крысина считает, что "Магнит-Маркет" будет иметь преимущество перед Ozon и Wildberry, которые, как и другие крупные маркетплейсы, не имеют розничной сети и специализируются только на онлайн-продажах". В дополнение к своей разветвленной сети магазинов в России "Магнит" развивает "черные" магазины, которые можно доставлять на дом. Приобретение маркетплейса позволит ей охватить сегменты как офлайн, так и онлайн торговли, реализовав синергию между ними", - добавил представитель "Делового профиля".

В то же время он обратил внимание на то, что акции "Магнита" пока не отреагировали на приобретение". В беседе с нами он отметил, что "синергетический эффект от приобретения будет заметен через 1,5-2 года, что сделает акции ритейлера более выгодными для инвесторов в сектор".

Мария Суханова, аналитик компании "Мир инвестиций БКС", считает это приобретение неоднозначным. Она также говорит об очевидной синергии двух компаний, но подчеркивает, что развитие рынка может потребовать значительных инвестиций и негативно отразится на прибыльности компании "Магнит" в будущем.

Источник РБК, не пожелавший быть названным, говорит, что приобретение уже работающего проекта позволит компании выйти на рынок онлайн-продаж в течение 2-4 лет, в то время как "Магнит" запускает аналогичную платформу самостоятельно. Компания заинтересована в этом сегменте, так как он активно растет, а поскольку ритейлеры в основном занимаются офлайн-бизнесом, приобретение "КазаньЭкспресс" и создание на его основе "Магнит-Маркета" поможет компании добиться омниканальности работы. Источник издания добавил, что в ближайшее время "Магнит" намерен вывести свою онлайн-платформу на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, после чего она будет распространена на остальные регионы присутствия ритейлера.

По оценке телеграм-канала "Мои инвестиции", к концу 2023 года выручка KazanExpress составит 30 млрд. рублей, а доля рынка - 0,4%, в то время как Wildberry, Ozon, "Яндекс-маркет" и "Сбермегамаркет" будут иметь долю рынка 80%. Для увеличения своей доли рынка "Магнит-маркету" в будущем потребуются значительные инвестиции.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение